Шалва Александрович Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили

В середине 60-х Амонашвили проводит массовый эксперимент на базе многих грузинских школ. Вместе с поддерживающими его педагогами он создает новую педагогическую систему. Сегодня она носит название гуманно-личностной педагогики (ГЛП). Она основана на бессмертии духа и существовании Высшего сознания, о том, что земная жизнь должна служить духовному росту человека.


С 1958 года по 1991 год он продолжил свою деятельность в НИИ педагогики Грузии, сначала в должности лаборанта, позже научного сотрудника, заведующего лабораторией и наконец генерального директора. В 1972 году произошла защита докторской диссертации по психологии в ПИ РАО АПН СССР. В 70-80 е годы его идеи подвергаются резкой критике сторонниками официальной педагогики, требуют его освобождения с должности заведующего лабораторией.


Ш. А. Амонашвили поддержали известные московские педагоги и психологи, в частности, доктор психологических наук, будущий академик В.В. Давыдов. В 90-е годы Амонашвили - депутат Верховного Совета, заведующим кафедрой Педагогического университета в Тбилиси. С 1998 года и до сегодняшнего дня он заведует лабораторией гуманной педагогики МГПУ.



Система ГЛП Амонашвили основана на доброте и любви. Ее задача - обеспечить детям душевный комфорт и равновесие, избавить от страха, неуверенности, униженности. Педагог должен как бы прожить с ребенком еще раз свое детство. Тогда возникнет взаимное доверие. И младший школьник оценит доброту и примет любовь учителя.



Принципы ГЛП Амонашвили приняли все творческие педагоги, желающие отказаться от авторитарности и победить рутину и шаблоны своей профессии. Долг учителя автор ГЛП видит в помощи осознания и выполнения каждым ребенком его предназначения (миссии). Постулат его учительской философии в том, что ребенок рождается как бы на зов людей с жизненной миссией, для выполнения которой ему дана величайшая энергия духа. Эта энергия движется тремя стихийными силами: страстью к развитию, стремлению к взрослению, стремлению к свободе.



Развитие ребенка происходит через преодоление трудностей. Он иногда их сам ищет через шалости и опасные затеи. Педагог должен так организовать обучающий процесс, чтобы трудности соответствовали индивидуальным возможностям ребенка. Процесс взросления происходит успешно, когда с ребенком общаются на равных, доверяя и передавая ему ответственность по возрасту. Стремление к свободе может удовлетворить отсутствием понуканий и запретительной педагогики.



В «Школе радости» у детей культивируется рост самооценочной способности. В отличие от обычной школы, где оценка привносит страх и неуверенность в познавательную деятельность. Кроме традиционных уроков проводятся уроки общения, планирования деятельности, уроки красоты, выносливости.



Урок чтения превращается из обычного чтения вслух в обучение умению выбирать и быстро извлекать необходимую информацию из печатной. На уроках письма дети учатся совершенствовать себя. Они мечтают и философствуют, составляя небольшие рассказы. Письменная речь становится формой духовной жизни. Ш. А. Амонашвили является академиком РАО и АПСН. Он почетный доктор Софийского (Болгария) и Хмельницкого (Украина) и многих других университетов. С 2001 года руководитель Центра гуманной педагогики при Международном центре Рерихов.

<- Ян Потоцкий Ян Борисович Зельдович ->